На днях у меня щелкнуло, что я давненько городецких красивостей не выкладывала. Решила срочно исправить ситуацию. Буквально за пару дней мимоходом наснимала наличников разнообразных. Сама-то хожу мимо и любуюсь, значит надо всем показать резную красоту.
Для начала небольшой экскурс в историю городецкой резьбы.
Городец с давних пор славится «глухой» резьбой по дереву, создаваемой топором и долотом. Плотники украшали резьбой борта судов, которые во множестве строились на Волге. Мастерство удивляло самого Петра Великого, он вызывал их на постройку военных кораблей в Преображенское. А по распоряжению графа В. Орлова городецкие крепостные плотники-корабелы отправлялись на работу в его сибирские вотчины. С кораблей резьба перешла на дома зажиточных крестьян. У резчиков-корабелов были специфические отношения с водной стихией, предполагающие символическую систему охраны судов. У каждого корабля был свой гений, не дающий сгинуть в пучине вод — «берегиня». Её резное изображение чаще всего располагалось на носу корабля, а борта украшались своего рода «охранными грамотками». Берегиня-фараонка — женщина с рыбьим или змеиным хвостом (русалка, нимфа, рыба, змея, крокодил, лягушка — существо, связанное с землёй и водой). Были и райские сказочные птицы — сирины и алконосты, добродушные львы и многие другие мифологические сюжеты с включением различных надписей и дат. В основе глухой барельефной резьбы лежит растительный орнамент в сочетании с изображениями русалок-берегинь. Традиции современной городецкой глухой резьбы по дереву идут от старинной домовой резьбы, которые перешли с корабельного декора в бытовой и стали основой нижегородской резьбы по дереву — очень своеобразного явления в архитектуре народного жилища и в декоративном искусстве. Карнизные доски домов, наличники окон и ворота, пилястры и навесы стали украшаться корабельной резью. Резчики полагались только на своё художественное дарование, а инструментами были только топор, стамеска и долото, которыми плотники и резчики владели изумительно, создавая непревзойдённые образцы глухой резьбы в виде высокого барельефа на толстых досках или брусьях, вытесанных топором из цельного бревна.
Узорами глухой резьбы покрывались светельчатые (итальянские) окна, наличники, ворота. Во многих деревнях городецкого района почти все дома были украшены глухой резьбой, словно тонким кружевом. Резьбой обрабатывались орудия крестьянского труда, шкафы, киоты, столы, скамьи, домашняя утварь, пряничные доски, шкатулки, панно, оклады икон, мелкая скульптура и другие вещи. Уникальны буфетные шкафы (или «резная горка»). На углах шкафа изображали своеобразное древо жизни, в резных консолях — персонажей мировой истории, главные действующие лица — государи. В такой резьбе тоже много символики: львы, птицы, кони-фараонки (русалки). Любая птица (в том числе двуглавый орёл) символизирует Первоматерию, содержащую три начала — сущность, субстанцию и форму. В городецкой резьбе воплощалась богатейшая фантазия мастеров. Красиво и тонко сделанные рисунки изображали листья дикого цикория и одуванчика, виноградной лозы, с тонкими усами побегов и тяжёлыми гроздьями ягод, фантастические цветы, которых нет в природе. Над художественной резьбой по дереву работали целые поколения резчиков-кустарей. Веками вырабатывались вкусы и стили. Складывалась орнаментика, разрабатывались способы и приёмы художественной обработки дерева.
Характерная черта Городца — солидные каменные сооружения соседствуют c деревянными домиками или даже с обычными деревенскими избами конца XIX — начала ХХ века, простыми, но с богатейшим резным узорочьем. Резное убранство построек и принесло главную славу Городцу.
Сегодня избы, украшенные городецкой резьбой, кажутся сказочными теремами. Здешняя домовая резьба (карнизная, фронтонная и резьба по очелью, интерьерная) многочисленна и богата на сюжеты. Интересен на наличниках образ фараонки-берегини: тело посередине разделено надвое простирающимися налево и направо двумя хвостами (двойная ртуть). Она крылата и держит в руках предметы, о назначении которых остаётся лишь догадываться.
На очелье наличника можно увидеть также безымянное существо в сарафане и шляпе, что в русской традиции недопустимо (и в язычестве, и в старообрядчестве, и православии). Это тоже смешение женского и мужского, вероятно, скоморох, своего рода языческий юродивый. В правой руке у него посох, в левой — музыкальный инструмент, напоминающий лютню, а может быть колба, из которой валит дым, достигая пасти находящегося справа льва, кусающего собственный хвост (символ единства материи). Львиная грива извивается языками, напоминающими огонь.
На очелье изображали и борющихся льва и змею, что олицетворяет борьбу противоположностей: мужское и женское, сухое и влажное начала. Вырезали на наличниках и фараонки. Например, одна держит кольцо, в котором находится маленькая фараонка (первая рождает вторую). Так же изображали и двух змей.
Мастера прошлого, частично известные, но в большинстве безымянные, оставили нам в наследство огромное богатство — прекрасные образцы «глухой» домовой резьбы, пряничной контррельефной и контурной резьбы, которой можно и нужно не только любоваться, но и изучать, сохранять и развивать.
Итак, прогуляемся по улочкам Городца и рассмотрим сохранившиеся старинные наличники.
Сначала пройдемся по ул.Московской,
и улице Новой
Какие красивые!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Кира, исчезает постепенно эта красота, много новых домов настроили, которые совсем не сочетаются с историческим обликом города.
УдалитьКакая деревянная красота!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наташа! В последнее время начала по другому смотреть на эти домики, больше ценить и любить их. Раньше нравился больше современный стиль, а теперь уже наелись этого. К тому же не очень сочетается это резное кружево с убогими псевдосовременными строениями, что заполонили улочки города.
УдалитьНаташа, спасибо, что поделилась с нами такой красотой. Такие домики и окошки мало в каких городах сохранились, каким уютом от них веет.
ОтветитьУдалитьТак и хочется сказать, что у нас этого добра навалом... но все меньше их становится, теряется самобытность нашего города.
УдалитьНаталья, оказывается у вас чудесный город! неужели столько красоты в одном месте сохранилось?! прям любуюсь каждым окном! это все еще с 19 века сохранилось? это надо же, кто-то же живет в таком доме с такими резными ставнями! счастливые люди.
ОтветитьУдалитьКонечно, не все дома настолько старинные, но некоторые да. И это не музейный квартал Городца, а просто частный сектор, Есть много домов, которые в перечень ОКН занесены. Но это, как правило, более крупные постройки.
Удалить